|
|
|
| ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОЦЕССА
ПАСПОРТ КОНСАЛТИНГОВЫХ РАБОТ* |
Наименование работ |
Повышение качества процесса |
Результаты работ |
- Отчет по результатам экспресс-анализа процесса;
- Спецификация на повышение качества процесса;
- Отчет по результатам повышения качества процесса;
- Модель бизнес-процесса по состоянию "как есть";
- Модель бизнес-процесса по состоянию "как должно быть";
- Модели корректирующих и предупреждающих процедур качества;
- Процессная документация: регламент бизнес-процесса, процедуры качества;
- Техническое задание на автоматизацию (при необходимости);
- План обучения работе в новом процессе для заинтересованных лиц (при необходимости);
- Обучающие материалы для заинтересованных лиц (при необходимости);
- Дополнительные Регламентирующие документы (при необходимости).
|
Критерии сдачи/приемки работ |
- Выполнение работ в соответствии со спецификацией (приложение к договору)
- Валидация работ Заказчиком (подписанный всеми сторонами Акт выполненных работ);
- Проведенное обучение заинтересованных лиц работе в новом процессе.
|
Методологическая база |
- Lean Management;
- Scrum / Agile;
- Бенчмаркинг;
- KPI (Key Performance Indicators) - Ключевые показатели эффективности;
- ARIS;
- UML (Unified Modelling Language);
- BPMS "Процессный офис" (тестирование).
|
Используемые стандарты |
- Стандарт: BPM CBOK 4.0
- ISO 9001:2015
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010:2011
|
Ориентировочная стоимость |
- Экспресс-анализ процесса - бесплатно
- Основные работы рассчитывается по количеству планового времени по итогам экспресс-анализа исходя из ставки: 2000 руб/час (минимум 30 часов)
|
Ориентировочные сроки работ |
от 4 календарных дней |
Место выполнения работы |
Удаленное рабочее место / частично на территории Заказчика (по согласованию) |
График работ |
По согласованию с Заказчиком |
Послепродажное сопровождение |
По согласованию с Заказчиком |
Привлечение субподрядчика |
По согласованию с Заказчиком |
*представленная информация на данном сайте не является договором оферты
|
Архитектура процессов должна строиться и совершенствоваться с учетом требований качества
Какие работы должны быть предусмотрены в архитектуре процессов по обеспечению и повышению качества результатов (продукции или услуг) в соответствии с требованиями данного стандарта ISO 9001:2015?
Начнем с ключевых требований стандарта. В отношении процессов, стандарт ISO 9001 устанавливает, что организации необходимо определять процессы для системы менеджмента качества, и их применение в организации. А также должна:
- Определять требуемые входы и ожидаемые выходы этих процессов;
- Определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
- Определять и применять критерии и методы (включая мониторинг, измерения и соответствующие показатели деятельности), необходимые для гарантии результативного выполнения и контроля этих процессов;
- Определять необходимые для этих процессов ресурсы и гарантировать их доступность;
- Распределять ответственность и полномочия для этих процессов;
- Обрабатывать риски и реализовывать возможности в соответствии с требованиями;
- Оценивать эти процессы и осуществлять любые изменения, необходимые для гарантии достижения этими процессами ожидаемых результатов;
- Улучшать процессы и систему менеджмента качества.
В объеме, необходимом для обеспечения выполнения процессов, организация должна:
- управлять документированной информацией для обеспечения выполнения ее процессов;
- сохранять документированную информацию, чтобы иметь уверенность, что процессы выполняются, как запланировано.
Рассмотрим подробнее, что же должно учитываться в аспекте качества, при построении архитектуры бизнес- процессов компании с ориентацией на стандарт ISO 9001.
Процессы должны учитывать потребности и ожидания всех заинтересованных сторон
Суть данного требования стандарта качества ISO 9001 состоит в том, чтобы при построении архитектуры процессов организации сосредоточиться на тех заинтересованных сторонах, которые имеют отношение к системе менеджмента качества. Зафиксировать все необходимые требования со стороны заинтересованных лиц. Таким образом, мы получаем исходную информацию для построения бизнес-процессов, ориентированных на качество
Потенциальные заинтересованные стороны: |
Примеры требований заинтересованных сторон: |
- потребители;
- конечные пользователи или бенефициары;
- регулирующие органы;
- партнеры по совместному предприятию;
- франчайзеры;
- головные и дочерние организации;
- владельцы, акционеры;
- банкиры;
- внешние поставщики;
- работники и другие лица, работающие от имени организации;
- юридические и контролирующие органы (местные, региональные, государственные/ областные, национальные или международные);
- торговые и профессиональные ассоциации;
- местные общественные группы;
- негосударственные организации;
- местные соседние организации/деятельность в населенном пункте;
- конкуренты.
|
- требования потребителей, относящиеся к соответствию, цене, доступности или поставке;
- договоры, заключенные с потребителем или внешними поставщиками;
- отраслевые кодексы или стандарты;
- соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;
- законодательство;
- меморандумы о взаимопонимании;
- разрешения, лицензии или другие формы полномочий;
- приказы, выпущенные регулирующими органами;
- соглашения, конвенции и протоколы;
- соглашения с органами государственной власти и потребителями;
- добровольные принципы и кодексы практик;
- добровольная маркировка или экологические обязательства;
- обязательства, вытекающие из договорных отношений с организацией.
|
|
Должны быть определены показатели результативности и эффективности деятельности компании
Следящий шаг после получения исходной информации о требованиях в отношении качества - разработка целевых показателей результативности и эффективности. Только после определения показателей результативности и эффективности деятельности и установки целей в области качества, можем переходить к построению архитектуры процессов компании. В противном случае, архитектура процессов с высокой вероятностью не будет обеспечивать достижение запланированных результатов процессов, и будет иметь критическую неопределенность, а также высокие риски, так как конечная продукция или услуги могут не соответствовать ожиданиям и потребностям клиентов.
|
Цели, как и показатели результативности и эффективности деятельности компании:
должны быть измеримыми, например, задавая период времени или определенное количество, которые должны быть достигнуты. Цель можно измерить не только с применением количественных методов, но также качественными;
-
подлежать мониторингу и (или) анализу прогресса в достижении целей: это может быть выполнено с помощью любых подходящих средств, включая отчеты о ходе работы, отзывы потребителей или анализы со стороны руководства и т. д.;
-
учитывать применимые требования и быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуги повышением удовлетворенности потребителей, например, устанавливая функциональные или производственные потребности, связанные с продукцией, такие как «своевременной в полном объеме»;
-
быть доведенными, как необходимо, например, на встречах информировать отдел продаж о задачах или на производственных совещаниях определять производственные требования;
-
актуализироваться по мере необходимости; потенциальные или текущие изменения, которые могут повлиять на способность достигать цели, должны быть рассмотрены и в отношении их предприняты действия, чтобы новые факторы или требования были учтены;
-
быть установленными и измеренными с помощью подходящих методов, таких как SMART (установление целей, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и ограниченными во времени).
В архитектуре процессов должен быть заложен механизм входного контроля качества
Для этого необходимо определить:
-
Какие внутренние процессы взаимодействуют с процессами, поставляемыми внешними поставщиками, и какое влияние эти поставки оказывают на результаты деятельности;
-
Какие материалы, компоненты или услуги, поставляемые внешними поставщиками, образуют часть конечной продукции или услуги и являются критичными для поставки продукции или услуги;
-
Требования (в виде спецификаций и т.п.) и специальные средства управления (процедуры, технические проверки и т.п.) будут применяться для каждой внешней поставки в зависимости от влияния, которое они могут оказать на функционирование и результаты деятельности организации.
Организация должна установить процесс по менеджменту внешних поставщиков, который учитывает такие факторы, как оценка, отбор, мониторинг результатов деятельности и критерии анализа. Критерии должны основываться на конкретных требованиях, определенных для каждого поставщика. Внедрение такого процесса в целостную архитектуру процессов позволяет организации иметь четкое понимание существующих возможностей внешних поставщиков и идентифицировать пробелы в том, что должно быть, приводя к разработке плана развития для решения этих проблем.
Реализация данных требований в виде механизма входного контроля качества, который должен быть встроен в архитектуру процессов и предполагает выполнение работ по верификации и валидации поставок для подтверждения того, что входные данные удовлетворяют установленным требованиям качества.
В архитектуре процессов должны быть предусмотрены необходимые средства обеспечения качества
Человеческие ресурсы с необходимой компетентностью. Для выполняя работ процесса должны быть подобраны лица, обладающие необходимой компетенцией. Для этого организация должна:
-
определять необходимую компетентность сотрудника (сотрудников), выполняющего под своим контролем работу, которая влияет на функционирование и результативность системы менеджмента качества;
-
гарантировать, что эти лица компетентны в силу соответствующего образования, подготовки или опыта;
-
там, где это возможно, предпринимать меры для обеспечения необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых мер; сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельства компетентности.
Инфраструктура. Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии инфраструктуру для функционирования ее процессов с целью достижения соответствия продукции и услуг. Инфраструктура может включать:
-
здания и соответствующие системы;
-
оснащение, включая оборудование и программное обеспечение;
-
транспортные ресурсы;
-
информационные и коммуникационные технологии.
Среда для функционирования процессов. Организация должна определять, обеспечивать и поддерживать в рабочем состоянии среду, необходимую для функционирования ее процессов и достижения соответствия продуктов и услуг. Пригодная среда может быть комбинацией факторов, связанных с физическими условиями и человеком, таких как: функционирования ее процессов с целью достижения соответствия продукции и услуг. Пригодная среда может быть комбинацией факторов, связанных с физическими условиями и человеком, таких как: социальные (например, отсутствие дискриминации, спокойствие, отсутствие конфронтации);
-
физиологические (например, снижение стресса, предотвращение перенапряжения, защита от негативных эмоций);
-
физические (например, температура, обогрев, влажность, освещенность, воздушные потоки, гигиеническое состояние, шум).
Ресурсы для мониторинга и измерения. Организация должна в тех случаях, когда используется мониторинг и измерения для получения свидетельств соответствия продукции и услуг заданным требованиям, определять ресурсы, необходимые для гарантии пригодности и достоверности данных. Такими ресурсами мониторинга и измерения процессов в организации могут является:
- автоматизированная информационная система управления;
- программные средства;
- BPM технологии, в частности BPMS системы.
Знания организации. База знаний организации – это знания, специфичные для организации; они, как правило, имеют своим источником накопленный опыт. Это информация, которая используется и представляется в общее пользование для достижения целей организации.База знаний организации может базироваться на - внутренних источниках (например, интеллектуальная собственность; знания, полученные из опыта; изученный опыт неудачных и удачных проектов; фиксация и обращение в общее пользование недокументированных знаний и опыта; результаты улучшений в процессах, продуктах и услугах); - внешних источниках (например, стандарты; научное сообщество; конференции, знания, полученные от потребителей или внешних поставщиков).
Информация. Здесь важно отметить следующие правила:
- сотрудники, должны иметь актуальную информацию в необходимом и достаточном объеме для выполнения работ по процессу
- вся информация, на основе которой принимаются решения, должна проверяться на достоверность и документироваться
Для управления документированной информацией организация должна осуществлять следующие действия, которые должны быть встроены в архитетуру процесса:
- рассылать, обеспечивать доступ, выдачу и применение;
- хранить и сохранять в надлежащем состоянии, включая сохранение читаемости;
- контролировать изменения (например, контроль версий);
- устанавливать срок хранения и методы уничтожения.
В процессы должны быть включены работы по управлению несоответствиями
и механизмы постоянного улучшения качества процессов
В этом аспекте, в архитектуре процессов должны быть предусмотрены:
-
Операции выходного контроля качества, которые предполагают выполнение работ по верификации и валидации результатов для подтверждения того, что выходные данные удовлетворяют установленным требованиям качества и удовлетворяют потребности клиента;
-
Работы по доработке/переработке выходов процессов, несоответствующих установленным требованиям качества;
-
Корректирующие и предупреждающие процедуры по недопущению получения выходов процесса, несоответствующих установленным требованиям качества.
Постоянное улучшение может включать действия по повышению согласованности выходов процессов, продукции и услуги с целью повышения уровня соответствия выходов и снижения отклонений от заданных параметров процесса. Это выполняется для того, чтобы улучшать результаты деятельности организации и повышать выгоду для ее потребителей и заинтересованных сторон.
Другие инструменты и подходы, используемые для повышения процесса:
-
Автоматизация операций процесса (минимизация "человеческого фактора" в работе;
-
Реинжиниринг процесса (полное преобразование процесса), выбор альтернативного варианта достижения заданного результата (выхода процесса) с требуемыми параметрами качества;
-
Аутсорсинг процесса. В данном случае, для повышения качества результатов, выполнение процесса передается внешней компании, специализирующейся в требуемой области работ и обладающей более компетентными сотрудниками и прогрессивными технологиями.
Важно учитывать, что при оптимизации бизнес-процессов по показателю качества, также имеет место эффект противоположного соотношения его различных показателей. Улучшая один параметр бизнес-процесса, возможно, ухудшаются другие: затраты, время выполнения процесса, производительность (результативность). Поэтому при оптимизации бизнес-процесса необходимо умело найти оптимально сбалансированный набор данных показателей.
Информация подготовлена на основе международного стандарта ISO 9001:2015 |
|
|
|
|